Японский институт Номура отметил высокий вклад московских властей в поддержку экономики и бизнеса в период пандемии
Эксперты крупнейшего исследовательского холдинга Японии сравнили меры поддержки экономики в период пандемии коронавируса в Москве и Токио, и пришли к выводу, что базовые принципы антикризисной экономической политики в обеих странах были довольно похожи. В обеих столицах основные меры были направлены на снижение текущих постоянных расходов предпринимателей, получение льготных кредитов и отсрочек по уплате налогов, платежей и сборов. Причем адресованы они были, в основном, малому и среднему предпринимательству как наиболее уязвимому сегменту бизнеса.
Японские эксперты подчеркивают, что поддержка МСП имеет стратегическое значение как с точки зрения обеспечения социальной стабильности, так и в целях сохранения потенциала для развития национальной экономики. Москва, по их мнению, предложила полный и вариативный набор поддержки экономики и бизнеса. В Японии основная часть мер концентрировалась на выделении беспроцентных кредитов для поддержания текущей деятельности предпринимателей. Хотя имелись и интересные нюансы. Например, токийский район Синдзюку выделял субсидии на разработку антикризисных бизнес-планов, а также на исполнение рекомендаций по созданию безопасных условий торговли согласно «Руководству по профилактике инфекций в столице Токио».
Как отметил глава Московского филиала АО «Исследовательский Институт Номура» Андрей Родионов, «Изначально Япония была лучше подготовлена к угрозам пандемии благодаря устоявшейся практике ношения медицинских масок в демисезонные периоды с повышенным риском распространения инфекций и вирусов. России и Москве как ключевому мегаполису было сложнее. На ввод новых эпидемиологических правил было гораздо меньше времени, но Москва показала пример всем регионам, как оперативно можно ввести антикризисные меры, чтобы стабилизировать ситуацию».
Как показало исследование, Правительство Москвы не ограничилось исполнением базовых федеральных мер поддержки. С одной стороны, столица как экономический центр России обладает существенными финансовыми ресурсами. Но, с другой стороны, она имела высокую сервисную составляющую и большую долю малого и среднего бизнеса, что делало ее потенциально весьма уязвимой для кризисных явлений. По этим причинам Правительство Москвы приняло решение об оказании значительных дополнительных мер поддержки для городских предприятий. Причем это решение оказалось важным не только для самой Москвы, но и для России в целом, так как многие регионы в той или иной степени последовали примеру столицы.
Правительство Москвы сделало ставку на работу с основными активами – арендой, расходы на которые для предпринимателей являются очень существенными. И если в случае с городской недвижимостью и земельными участками использовался очевидный и простой метод – отмена арендной платы на период приостановления деятельности, то с объектами частной недвижимости был применен интересный подход, завязанный на компенсацию налогов для тех арендодателей, которые снижали арендную ставку на 50 процентов.
«В период острых ограничений нам удалось стабилизировать экономическую ситуацию в городе. Основным инструментом поддержки экономики стали четыре пакета антикризисных мер на общую сумму около 90 миллиардов рублей, которые были разработаны на основании предложений бизнеса. В их числе налоговые отсрочки, освобождение от арендных платежей, субсидии и гранты, льготное кредитование, которые продолжают действовать до конца этого года. В том числе благодаря мерам поддержки экономика города адаптировалась к работе в сложившихся условиях и на текущий момент большинство отраслей демонстрируют восстановительный рост. Так, общий оборот предприятий торговли и услуг стабилизировался, и даже с учетом ухудшения эпидемиологической ситуации по итогам ноября превышает показатели аналогичного месяца прошлого года и докризисного уровня. Нам удалось сохранить темпы производства, в сравнении с прошлым годом индекс промышленного производства в городе также вырос. Сейчас благодаря подготовленной системе здравоохранения и соблюдению мер безопасности нам удается избегать жестких ограничений, при этом мы внимательно следим за эпидемиологической ситуацией и при необходимости рассматриваем возможность введения дополнительных мер поддержки для бизнеса», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Несмотря на потери бюджета в виде недополученных налогов, сборов и возросшую социальную нагрузку, Москва также не остановила выполнение ключевых экономических программ.
Пандемия коронавируса и, как следствие, повсеместное ограничение социальных контактов, массовый перевод сотрудников на дистанционный режим работы, перевод многих полезных функций в «цифру» – все это в очередной раз подтверждает важность развития ИТ-отрасли и обмена информацией, технологиями с зарубежными партнерами. В этой связи выделенные выше меры поддержки приобретают особую ценность.
И очень важно, что предлагаемые меры были доступны для получения в электронном формате через разные ИТ-платформы, включая порталы госуслуг, что является передовым подходом даже по японским меркам.
Более подробный материал о сравнении мер поддержки Москвы и Токио можно получить по запросу, направленному по адресу: msk@nri.co.jp