статьи

Прокуратура ЮЗАО информирует граждан об изменениях в законодательной сфере

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Внесены изменения в требования безопасности объектов культуры

Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры.

На основании положений закона органы и организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры, обязаны провести межведомственное обследование своих объектов, по итогам которого присвоить им категорию опасности и разработать паспорта безопасности на них.

В зависимости от присвоенной категории, владельцами объектов реализуется комплекс мероприятий по антитеррористической защищенности, определенный для каждой из категорий.

22.02.2020 вступило в силу постановление Правительства РФ от 12.02.2020 № 135 «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры», которым изменены критерии категорирования объектов культуры.

Так, нижний предел критерия материального ущерба для второй категории объектов поднят с 1 млн. рублей до 2. Соответственно ущерб менее 2 млн. рублей теперь является признаком третьей категории опасности.

Кроме того, перечень мероприятий по антитеррористической защищенности объектов дополнен необходимостью выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Объекты второй категории предписано, в частности, охранять силами подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Отметим, что в связи с внесенными изменениями ранее присвоенные категории для объектов в области культуры подлежат пересмотру.

Полный текст документа можно найти на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

В законодательстве регламентированы случаи государственного регулирования цен на лекарственные препараты и медицинские изделия

Федеральным законом от 26.03.2020 № 67-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которые допускают и регламентируют возможность регулирования цен на лекарственные препараты для медицинского применения, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов государством. Кроме того, устанавливается порядок обращения с медицинскими изделиями.

Согласно внесенным поправкам Правительство Российской Федерации в условиях чрезвычайной ситуации и (или) угрозы возникновения распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, правомочно устанавливать цены на лекарственные препараты, не включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (предельные отпускные цены производителей, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей), а также цены на медицинские изделия.

Формирование и утверждение перечней таких лекарственных препаратов и медицинских изделий относится к полномочиям Правительством Российской Федерации.

Введение особого порядка регулирования цен на лекарственные препараты, не включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и медицинские изделия предусмотрено также в случае, если в течение тридцати календарных дней после принятия Правительством Российской Федерации решения о проведении мониторинга розничных цен на лекарственные препараты и медицинские изделия, включённые в утверждённые Правительством Российской Федерации перечни, на территориях субъектов Российской Федерации будет выявлен рост розничных цен на указанные лекарственные препараты и медицинские изделия на 30% и более.

В течение 90 календарных дней со дня утверждения Правительством Российской Федерации перечней реализация и отпуск включённых в них лекарственных препаратов и медицинских изделий по ценам, превышающим цены, установленные Правительством Российской Федерации, не допускаются.

Федеральный закон 67-ФЗ вступил в силу 26 марта 2020 года с момента официального опубликования.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Досудебный порядок рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию

1 апреля 2020 года начали действовать некоторые положения Федерального закона от 27.12.2019 № 486-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статью 2.3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Особое внимание следует обратить на то, что согласно внесённым изменениям решение территориального органа страховщика о назначении обеспечения по страхованию (в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем, в виде страховых выплат; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая) в том числе относительно размера обеспечения по страхованию, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящий орган страховщика.

Между тем, предыдущая редакция закона не предполагала обязательного соблюдения досудебного обжалования, принятого страховщиком решения.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

С 1 апреля 2020 выросли размеры социальных пенсий

С 1 апреля 2020 года увеличились размеры социальных пенсий.

Изменения обусловлены тем, что постановлением Правительства РФ от 13.03.2020 № 270 утвержден коэффициент индексации, который с 1 апреля 2020 года составляет 1,061.

В этой связи, социальные пенсии выросли на 6,1%.

Напоминаем, согласно положениям ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» индексация социальных пенсий производится ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Указ Президента РФ, регламентирующий порядок розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения

17 марта 2020 года Президентом РФ подписан Указ от 17.03.2020 № 187 «О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения», согласно которому, в целях обеспечения доступности лекарственных препаратов для населения, предусмотрена возможность осуществлять розничную торговлю безрецептурными лекарствами дистанционным способом.

Напомним, что согласно Постановлению Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», таким способом признается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Отмечается, что правом осуществлять такую продажу безрецептурных лекарственных средств дистанционным способом обладают аптечные организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и соответствующее разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Используя интернет-ресурсы, рецептурные препараты продавать запрещено.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Скорректирован порядок предоставления единовременных выплат, назначаемых в связи с участием в мероприятиях по борьбе с терроризмом

Федеральным законом от 18.03.2020 № 54-ФЗ со дня его официального опубликования введены в действие изменения в часть 6 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму».

Внесение данных изменений направлено на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2019 № 16-П «По делу о проверке конституционности части 6 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" и части 15 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи с жалобой гражданина Е. А. Понкратова".

В соответствии с нововведениями лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, а также членам семьи погибшего лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, и лицам, находившимся на его иждивении, вне зависимости от предоставления единовременных пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, выплачиваются единовременные пособия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 21 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом; в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности или ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности).

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Гражданский иск в уголовном процессе

Под гражданским иском в уголовном процессе следует понимать требование о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением гражданину, государству, организации.

Предметом гражданского иска в соответствии с ч. 1 ст. 44 УПК РФ является требование физического или юридического лица, адресованное суду (следователю, дознавателю), о возмещении имущественного вреда, компенсации морального вреда, причиненного непосредственно преступлением.

Гражданский иск может быть предъявлен в период после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции без уплаты государственной пошлины.

Гражданский иск в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, может быть предъявлен их законными представителями или прокурором, а в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий - прокурором.

После предъявления гражданского иска вышеназванные лица вправе:

- поддерживать заявленные требования;

- представлять доказательства;

- давать объяснения и выступать в судебных прениях;

- заявлять ходатайства и отводы;

-бесплатно пользоваться переводчиком;

-знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием;

- отказаться от предъявленного иска до удаления суда в совещательную комнату (отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему);

- по окончанию следствия знакомиться с материалами дела, относящимися к предъявленному иску;

-получать копии процессуальных решений, относящихся к иску;

-участвовать в судебном разбирательстве в судах всех инстанций;

- знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания и подавать замечания на них;

- обжаловать приговор, определение и постановление суда в части, касающейся гражданского иска.

Необходимо отметить, что гражданский истец не вправе разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ. За разглашение данных предварительного расследования гражданский истец несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Порядок распоряжения имуществом подопечного

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на алиментные выплаты, пенсии, пособия и иные предоставляемых на содержание подопечных социальные выплаты.

Опекун не имеет права заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Помимо вышесказанного, опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не имеет права давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает 5 лет. В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора.

Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением случаев, установленных законом и только при условии получения предварительного согласия органов опеки и попечительства.

В соответствии с действующим гражданским законодательством при обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора.

После расторжения незаконно заключенного договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат

возмещению опекуном или попечителем в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Нововведения в правилах распоряжения средствами материнского капитала

В рамках расширения программы материнского капитала 1 марта 2020 года Президентом РФ подписан Федеральный закон № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала»

В соответствии с данным законом право на получение семейного капитала предоставляется семьям при рождении (усыновлении) первого ребенка с 1 января 2020 года.

Право получить семейный капитал предоставлено также и мужчинам, которые являются единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.

Размер сертификата составит 466 617 руб.

Семьи, у которых право на получение семейного капитала за рождение (усыновление) второго ребенка возникло до 31 декабря 2019 года, имеют право на сертификат с индексированным размером (466 617 руб.).

В случае рождения (усыновления) второго ребенка, начиная с 1 января 2020 года, размер семейного капитала увеличен на 150 тыс. руб. и составляет 616 617 руб. Аналогичная сумма с 1 января 2020 года предоставляется семьям, в которых родился или был усыновлен третий или последующие дети, если право на получение семейного капитала не было реализовано ими ранее.

Внесенными поправками продолжительность программы семейного капитала продлена до 31 декабря 2026 года.

Изменениями также скорректирован порядок обращения граждан за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в том числе, с 15.04.2020 предусматривается возможность получения сертификата в беззаявительном порядке.

Изменены сроки, необходимые для оперативного принятия территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации решения о выдаче либо об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а также сокращен срок уведомления гражданин о принятых решениях – с пяти до одного рабочего дня.

Начиная с 1 января 2021 года будут уменьшены сроки на выдачу сертификата (с 15 до 5 рабочих дней) и на рассмотрение заявки о распоряжении средствами капитала (с 1 месяца до 10 рабочих дней).

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

О дополнительных мерах, направленных на противодействие коррупции в сфере закупок

С 1 января 2021 года вступят в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 917 в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 656.

На основании требований ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участником закупки не может быть юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с вышеуказанными изменениями оператор электронной площадки будет самостоятельно проверять участника закупки на привлечение к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП и передавать данные сведения заказчику с 1 января 2021 года.

В настоящее время заказчик самостоятельно проверяет достоверность информации, которую декларирует участник закупки.

В случае допуска к участию в закупке лица, привлеченного к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, лица, допустившие заявку данного участника, подлежат административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

С информацией о юридических лицах, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, можно ознакомиться на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/).

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Внесены изменения в Федеральные законы «О связи»» и «О средствах массовой информации»

Федеральным законом от 01.03.2020 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 66 Федерального закона «О связи» определён порядок предоставления информации в случаях, не терпящих отлагательств, для её распространения среди населения.

Вступившими в силу 12.03.2020 изменениями закреплено, что при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий редакции средств массовой информации по обращениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, направляемым редакциям в соответствии с территорией и формой распространения конкретного средства массовой информации, обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе в зависимости от формы распространения массовой информации выпускать в эфир сигналы оповещения и (или) экстренную информацию о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите или публиковать указанную экстренную информацию.

Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с редакциями СМИ и операторами связи регламентируется Правительством РФ.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Изменены требования антитеррористической защищенности к объектам в сфере связи

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1130 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций.

До вступления в силу обновленной редакции документ распространял свое действие исключительно на объекты организаций, включенные в перечень, утвержденный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2020 № 30 в Требования внесены изменения, которые вступили в силу с 01.02.2020, и в настоящее время Требования распространяются на объекты, находящиеся в ведении всех названных органов, подведомственных им организаций и всех организаций, относящихся к сфере деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Положения Требований устанавливают организационные, инженерно-технические и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), обязательные для выполнения.

Объектами (территориями) признаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельные здания, строения и сооружения, линии связи.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий).

Полный текст документа можно найти на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств

За незаконное производство, сбыт, пересылку наркотических средств лица привлекаются к уголовной ответственности по статье 228.1 УК РФ, предусматривающей наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

Ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов или растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества установлена ст. 228 Уголовного кодекса РФ и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

За хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ), предусмотрено наказание до 20 лет лишения свободы.

В соответствии со ст. 229.1 УК РФ незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (контрабанда) наказывается вплоть до пожизненного лишения свободы.

За незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание до 8 лет лишения свободы (ст. 231 УК РФ).

За склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов статьей 230 УК РФ установлена уголовная ответственность и наказание до 15 лет лишения свободы.

За организацию либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрено наказание до 7 лет лишения свободы (ст. 232 УК РФ).

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Конституционный Суд РФ разъяснил, что лица, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, в анкете не обязаны заполнять сведения о наличии снятой или погашенной судимости

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.02.2020 № 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой» разъяснено, что лица, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, в анкете не обязаны заполнять сведения о наличии снятой или погашенной судимости, поскольку это не является обстоятельством, препятствующим принятию данного лица на муниципальную службу. Так, на основании положений статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным согласно данному Федеральному закону для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, установленных законом ограничений, связанных с муниципальной службой.

При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет предусмотренные законом документы и сведения, которые в числе прочих включают в себя собственноручно заполненную и подписанную анкету по установленной форме.

В настоящее время применяется единая, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р, форма анкеты, для лица, поступающего на государственную гражданскую службу или на муниципальную службу.

Кроме того, одним из обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную гражданскую службу (равно как и прохождению государственной гражданской службы) препятствует также наличие у него не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. В этой связи в пункт 9 анкеты был включен вопрос: «Были ли Вы судимы, когда и за что».

Однако важно отметить, что в отношении граждан, поступающих на муниципальную службу, и муниципальных служащих аналогичное ограничение не предусмотрено. В связи с этим в пункте 9 анкеты прямо предусмотрено, что он заполняется только при поступлении на государственную гражданскую службу, что предполагает отсутствие у гражданина, поступающего на муниципальную службу, обязанности указывать при заполнении анкеты сведения о наличии или отсутствии у него судимости.

Из вышесказанного следует, непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу указанных сведений не должно влечь для такого гражданина, в том числе после поступления его на муниципальную службу, правовых последствий, предусмотренных законом для случаев несоблюдения такого рода ограничений (в частности, в виде расторжения трудового договора с муниципальным служащим в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой).

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

При многократном заключении срочных трудовых договоров, договор может быть признан заключенным на неопределенный срок

Действующее трудовое законодательство Российской Федерации допускает возможность заключения трудовых договоров как на неопределенный срок, так и с указанием конкретного срока.

Срочный трудовой договор заключается на срок не более 5 лет в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.

В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные случаи, при наступлении которых допускается заключение срочного трудового договора: на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона), с лицами, направляемыми на работу за границу.

Однако, зачастую работодатель злоупотребляет своим правом, уклоняясь от заключения договора на неопределенный срок, многократно заключает с работником срочные трудовые договоры.

При этом, пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что при установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок.

В результате анализа судебной практик можно сделать вывод о том, что суд в таких случаях, как правило, защищает интересы работника организации.

Яркими примерами вышесказанному служат судебные акты высших судов Российской Федерации. Так, Верховный суд Российской Федерации в определении от 27.06.2014 № 41-КГ14-10 признал ошибочными выводы суда первой инстанции о заключении с истцом, являющимся пенсионером по возрасту, срочного трудового договора, срок которого с учетом дополнительных соглашений между работодателем и истцом не превысил пяти лет, о правомерности перевода истца на другую работу в период действия срочного трудового договора и увольнения по окончании срока трудового договора осуществлено без нарушения норм трудового законодательства. При этом, Верховный суд Российской Федерации указал, что в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ причина, послужившая основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с положениями Кодекса или иными федеральными законами, должна указываться в трудовом договоре в качестве его обязательного условия, однако, заключенные между сторонами по делу в 2008 - 2013 годах срочные трудовые договоры не содержали такого указания.

В связи с допущенными судами нарушениями действующего законодательства, которые привели к неправильному разрешению спора, Верховный суд направил дело на новое рассмотрение, по итогам которого решением суда трудовой договор с работником был признан заключенным на неопределенный срок, работник восстановлен на работе, с ответчика взыскана заработная плата за время вынужденного прогула.

Внесены изменения в законодательство об образовании

Федеральным законом от 01.03.2020 № 45-ФЗ внесены изменения в статьи 51 и 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются свободы и права, меры социальной поддержки, нацеленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогической профессии и труда в этой области в целом.

Отметим, что педагогические работники пользуются рядом академических прав, которые определены статьей 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Нововведениями установленные для педагогических работников право на ежегодный основной удлинённый оплачиваемый отпуск и право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено руководителям образовательных организаций и их заместителям.

Кроме того, с 12 марта 2020 года руководители образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки руководителям федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а руководителям образовательных организаций субъектов Российской Федерации, руководителям муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон вступил в силу 12.03.2020.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

В Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» внесены изменения

17 февраля 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2020 № 15-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», уточняющие требования к образованию лиц, назначаемых на должности прокуроров.

В силу обновленного законодательства прокурорами теперь могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист».

Помимо вышесказанного, нововведениями устанавливается, что особенности заключения договора о целевом обучении с обязательством прохождения службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации определяются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Утверждены правила списания задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2020 № 166 утверждены Правила списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

В перечень оснований списания задолженности физических лиц (индивидуальных предпринимателей) по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, возникшей из договоров и иных сделок, из судебных решений, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, включаются:

смерть должника или объявление его умершим,

признание судом обязательств и (или) сделок, по которым имеется задолженность исполненными (погашенными), недействительными, невозникшими (незаключенными), оформленными поддельными (подложными, ложными, фальшивыми, фиктивными, сфабрикованными, сфальсифицированными) документами, совершенными не существовавшими на момент совершения сделки (в том числе вымышленными, мнимыми,

фиктивными) лицами, подставными, неустановленными, неизвестными лицами, а также иными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью.

Упомянутыми Правилами установлен порядок рассмотрения Министерством финансов Российской Федерации соответствующего представления на списание задолженности.

Необходимо отметить, что установленный порядок не распространяется на задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей.

27 февраля 2020 года Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Расширен перечень лиц, являющихся ветеранами военной службы

Федеральным законом от 18.02.2020 № 19-ФЗ внесены изменения в статью 5 Федерального закона «О ветеранах», на основании которых ветеранами военной службы также признаются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку):

- проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств – участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, или постоянно проживавшие в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, проходившие военную службу в дислоцированных на территориях Автономной Республики Крым и города Севастополя частях и организациях Вооруженных Сил Украины, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Украины была предусмотрена военная служба, награжденные орденами или медалями ССР или Российской Федерации, либо награжденные знаками отличия Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, при условии общей продолжительности военной службы 20 лет и более;

- проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных силах ССР, Объединенных Вооруженных Силах государств – участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран военной службы» утвержден Указом Президента Российской Федерации от 19.05.1995 № 501.

18.02.2020 Федеральный закон вступил в силу.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Установлена обязанность банков уведомлять клиентов о блокировке платежных карт и электронных кошельков

Отношения, которые связаны с регулированием порядка оказания платежных услуг, к числу которых относится и осуществления перевода денежных средств, использования электронных

средств платежа определены положениями Федерального закона «О национальной платежной системе».

Отметим, что на основании положений закона использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 490-ФЗ, который вступил в силу 28 марта 2020 года, внесен ряд поправок в статью 9 Федерального закона «О национальной платежной системе», которыми установлено, что при приостановлении или прекращении использования клиентом электронного средства платежа в установленных случаях, оператор по переводу денежных средств обязан в этот же день предоставить клиенту информацию с указанием причины такого приостановления или прекращения.

Итак, банк (иная кредитная организация) в случае отказа в предоставлении клиенту услуги по переводу электронных денежных средств и о блокировке его платежной карты (электронного кошелька, интернет-банкинга) обязаны в этот же день уведомить об этом клиента с обязательным указанием причин отказа в предоставлении услуг и блокировки.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Установлен перечень документов, подтверждающих возраст лица, намеревающегося приобрести информационную продукцию, запрещенную для распространения среди детей

Направленные на противодействие распространению среди детей запрещенной информации правила установлены Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Так, законом установлена обязанность организатора зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей не допускать на такое мероприятие лиц, не достигших 18-тилетнего возраста.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего продажу билетов или контролирующего проход (контролёр-билетёр) на зрелищное мероприятие категории «18+» (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), сомнения в достижении лицом, желающим приобрести входной билет, либо пройти на такое мероприятие, совершеннолетия лицо, непосредственно осуществляющее реализацию входных билетов, или лицо, контролирующее проход на такое зрелищное мероприятие, вправе потребовать у посетителя документ, удостоверяющий личность.

В точности таким же правом проверить документ, удостоверяющий личность, обладает при продаже информпродукции категории «18+» продавец указанной информационной продукции.

В целях реализации норм закона приказом Минкультуры России от 10.12.2019 № 1923 утвержден перечень документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст гражданина, который желает:

- приобрести, взять в прокат или аренду информационную продукцию, содержащую информацию, запрещенную для распространения среди детей;

- приобрести входной билет, получить приглашение или иной документ, предоставляющий право посещения зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей, либо пройти на такое зрелищное мероприятие.

К таким документам, в частности, относятся паспорт (общегражданский, заграничный, дипломатический, служебный), вид на жительство, удостоверение беженца, водительские права.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Приняты дополнительные меры, направленные на защиту прав инвалидов

В силу статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» все организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) необходимые условия для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Принимая во внимание внесенные Федеральным законом от 18.07.2019 № 184-ФЗ нововведения в вышеназванную статью, с 1 июля 2020 года на всех парковках общего пользования вышеперечисленных объектов выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок распространения на граждан из числа инвалидов III группы данной нормы закона установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2020 № 115.

В частности, с 1 июля 2020 года на инвалидов III группы будет распространяться порядок предоставления мест для бесплатной парковки транспортных средств, предусмотренный для инвалидов I и II групп.

Данным правом смогут воспользоваться инвалиды III группы, имеющие ограничение способности к самостоятельному передвижению любой степени выраженности (1, 2 или 3 степени), а также получившие до 1 июля 2020 года в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы опознавательный знак «Инвалид» для индивидуального использования и пользующиеся правом на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств.

Сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом III группы при наличии указанных оснований, или транспортном средстве, его перевозящем, должны быть размещены в федеральном реестре инвалидов.

Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения.

Постановление Правительства Российской Федерации вступает в силу с 1 июля 2020 года.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Внесены изменения в уголовно-процессуальное законодательство

Федеральным законом от 18.02.2020 № 25–ФЗ внесены изменения в статью 150 и 151 Уголовно–процессуального кодекса Российской Федерации.

Обновленное законодательство устанавливает, что предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным изготовлением и оборотом порнографических материалов или предметов, когда такие деяния совершаются группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с использованием средств массовой информации, в том числе информационно–телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), регламентированное частью 3 статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации, будет осуществляется в форме предварительного следствия следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

Данные изменения будут способствовать повышению эффективности расследованию указанных преступлений, в том числе своевременному установлению лиц, совершающих такие деяния.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Внесены изменения в закон о лицензировании

На основании действующего законодательства Российской Федерации лицензированию подлежат установленные Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» виды деятельности.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в установленных случаях.

К ним относятся: реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 492-ФЗ установлено, что положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не требуют переоформления лицензии.

Иными словами, не допускается осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до переоформления лицензии действующей редакцией Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Также нововведениями установлено, что в случае, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности не установлены виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не требуют переоформления лицензии, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Так, согласно положениям статьи 16.1. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2020 № 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» внесены изменения в раздел I ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

В 2020 году применяются:

- ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, составляющая 61 рубль за тонну;

- ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,08.

Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу 05.02.2020 и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Изменены правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

В рамках реализации Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Правила устанавливают виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2020 № 141 внесены изменения в указанные Правила, которыми устанавливается возможность направления таких средств на счёт эскроу.

Важно отметить, что Федеральным законом от 27.06.2019 №151-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которыми установлены дополнительные гарантии защиты прав участников долевого строительства.

Например, для обеспечения обязательств застройщика перед участниками долевого строительства предусмотрено использование счёта эскроу.

Так, если для строительства многоквартирных домов застройщик привлекает денежные средства граждан с использованием счетов эскроу в уполномоченных банках, то на этих счетах средства дольщиков блокируются и перечисляются застройщику только после исполнения им своих обязательств по договору.

Если происходит расторжение, прекращение или односторонний отказ одной из сторон от договора, внесенные на счет эскроу денежные средства возвращаются дольщику и (или) банку, предоставившему кредит на оплату цены договора.

Таким образом, ссылаясь на внесенные в законодательство обновления, следует сделать вывод о возможности направления всей суммы материнского капитала или его части на счет эскроу.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Упрощён порядок трудоустройства иностранных студентов

Федеральным законом от 06.02.2020 №16-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с действующим законодательством работодатели, при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, вправе привлекать иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг совершеннолетнего возраста, а также при наличии разрешения на работу или патента.

Нововведениями упрощен порядок трудоустройства в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

Такая категория иностранных граждан и лиц без гражданства могут осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без получения разрешения на работу в свободное от учебы время, а работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных студентов без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Однако необходимо помнить, что в случае завершения или прекращения иностранным гражданином обучения в образовательной организации, трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенный с таким лицом, подлежит прекращению.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет Внесены изменения в Федеральный закон «О полиции»

Федеральным законом от 06.02.2020 № 12-ФЗ в Федеральный закон «О полиции» включен ряд поправок.

В силу изменений на полицию возложена дополнительная обязанность после оказания первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует, сообщать в кратчайшее время (не позднее 24 часов) обо всех таких фактах близкому родственнику, родственнику или иному близкому лицу пострадавшего и сведения о направлении пострадавшего в медицинскую организацию.

Помимо указанного, законом на сотрудников полиции возложена также обязанность по уведомлению о задержании лица его близкого родственника, родственника или иного близкого лица, если на то есть волеизъявления задержанного лица.

Прежде данные нормы предоставляли право на уведомление о задержании лица только близких родственников (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) или близких лиц.

Итак, законодателем предоставлено дополнительное право задержанному лицу на уведомление любых родственников в независимости от степени родства.

Внесенными изменениями установлено, что в случае проникновения сотрудников полиции на земельный участок или в нежилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения, об этом информируется собственник земельного участка или нежилого помещения либо его представитель, если проникновение имело место быть в его отсутствие.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

С 1 января 2020 года расширен перечень причин инвалидности

Федеральным законом от 02.08.2019 № 320-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии с которыми к инвалидам боевых действий относятся лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории республики, получившие удостоверение ветерана боевых действий, являющиеся инвалидами и подтвердившие, что инвалидность возникла вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими в составе отрядов самообороны в этот период.

В целях реализации данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 1454 внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, утверждённые постановлением Правительства от 20.02.2006 № 95.

Результатом обновлений законодательства явилось дополнение перечня оснований для установления инвалидности. В частности, к причинам отнесена инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций.

С учетом внесенных изменений данная категория граждан сможет претендовать на получение мер социальной поддержки.

Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу 01.01.2020.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

С 1 января 2020 года вступил в силу закон об ответственном обращении с животными

Порядок обращения с животными в Российской Федерации, главным образом, на данный момент регламентируется Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 1 января 2020 года Законом установлен запрет на выгул потенциально опасных собак без намордника и поводка. При этом место выгула не имеет значения.

Однако запрет не распространяется на случаи, когда потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу этой собаки на праве собственности или ином законном основании. Тем не менее, о наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2019 № 974 утвержден перечень потенциально опасных собак. К ним относятся: акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булли Кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ, гибрид волка, гуль дог, питбульмастиф, северокавказская собака, метисы вышеназванных собак.

Кроме того, устанавливается, что использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации от 30.12.2019 № 1937.

Физический контакт посетителей с опасными животными любого возраста и собаками, включенными в перечень потенциально опасных собак, запрещен.

В случае организации мероприятий, которые предусматривают физический контакт зрителей или посетителей с животными, такие мероприятия осуществляются при условии наличия в местах их проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ, а также в случае использования животных в культурно-зрелищных целях допускается в местах их содержания, в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях, за исключением установленных случаев.

Кроме того, определен порядок деятельности приютов для животных.

Законом установлен запрет умерщвлять животных, содержащихся в приютах для животных.

Определены мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в соответствии с которыми установлены требования по отлову животных.

01.01.2020 Федеральный закон вступил в силу.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

С 1 января 2020 года изменены требования к учебной езде на дорогах

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2019 № 1734 внесены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации в части допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Ранее закреплялось, что обучаемое управлению транспортным средством (в частности, автомобилем или мотоциклом) лицо должно быть старше 16 лет.

Согласно нововведениям, теперь по Правилам дорожного движения к учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению лица, достигшие возраста:

- 16 лет - при обучении управлению транспортным средством категорий «B», «C» или подкатегории «C1» (легковые и грузовые автомобили, грузовики без прицепов);

- 20 лет - при обучении управлению транспортным средством категорий «D», «Tb», «Tm» (автобусы, трамваи, троллейбусы) или подкатегории «D1» (18 лет - для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», - при обучении управлению транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1»).

Кроме того, возраст, с которого предоставлено право на управление транспортными средствами, остался прежним.

Также постановлением Правительства Российской Федерации введены новые термины «обучающий вождению» и «обучающийся вождению».

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Можно ли оформить больничный лист в случае, если детский сад закрыт на карантин?

Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено право одного из родителей на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае карантина ребенка в возрасте до 7 лет, даже если ребенок не болеет.

Пособие по листку нетрудоспособности выплачивается за весь период карантина (начиная с первого дня).

Если ребенок ходит в детский сад, но ему уже исполнилось 7 лет, оформление больничного листа не предусмотрено.

Для получения листка нетрудоспособности по карантину необходимо взять справку у врача-эпидемиолога в детской поликлинике, которая обслуживает детский сад, чтобы подтвердить факт введения карантина и его срок, либо обратиться к лечащему врачу ребенка в поликлинике, в которой он наблюдается.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Можно ли вернуть деньги за туристическую путёвку, отменную в связи с распространением коронавирусной инфекции?

В силу положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.04.2020 № 898-р денежные средства, уплаченные за туристический продукт (путевку) подлежат возврату туристам.

Вернуть денежные средства можно за путевки, поездка по которым планировалась в период с начала действия ограничений в страну временного пребывания, в частности, в связи с распространением коронавирусной инфекции, до 1 июня 2020 года.

Выплачиваться денежные средства будут за счет средств фонда персональной ответственности туроператоров.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

В какие сроки рассматриваются обращения управляющими организациями?

Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416.

Указанными правилами утверждён порядок рассмотрения управляющей организацией, товариществом или кооперативом запросов (обращений) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) по различным вопросам.

Отметим, управляющая компания обязана не позднее следующего дня после поступления обращения собственника жилого помещения в доме предоставить:

- информационную памятку, содержащую сведения о составе ежемесячной платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, контактные телефоны лиц, ответственных за начисление платы за коммунальные услуги;

- информацию о сроках внесения платы за коммунальные услуги, последствиях несвоевременного или неполного внесения такой платы, обязательных и рекомендуемых сроках передачи показаний приборов учета исполнителю коммунальных услуг в соответствии с порядком и условиями приема таких показаний, которые установлены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

- пошаговую инструкцию о порядке установки индивидуального прибора учета;

- информационную памятку о правилах безопасного использования ртутьсодержащих ламп и приборов;

- сведения о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за коммунальные услуги, и реквизитах нормативных правовых актов, решений общего собрания собственников помещений в МКД (при их наличии), которыми они установлены.

Тем не менее, если такая информация размещена на вывесках, расположенных у входа в офис управляющей организации, на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет», и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), то управляющая организация может просто сообщить место размещения информации по тем же каналам связи, по которым получен запрос (обращение).

В течение 3 рабочих дней со дня поступлении запроса (обращения) управляющая компания должна предоставить:

- сведения об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества;

копию акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя, общему имуществу собственников помещений в МКД;

- копию акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества.

Если запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в доме не затрагивает ни один из вышеперечисленных вопросов, срок рассмотрения такого обращения - 10 рабочих дней.

За невыполнение обязанности по рассмотрению обращения или нарушение порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) и ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований).

Квалификация зависит от существа заявления (обращения), от того, связано оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

В какой срок работник может отозвать заявление об увольнении по собственному желанию?

В силу статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника, который, в свою очередь, обязан предупредить о своем намерении работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен Трудовым кодексом или иным федеральным законом.

При этом, по соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

ТК РФ предусматривает возможность для работника в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с требованиями законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

Течение сроков, с которыми ТК РФ связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Право работника на отзыв заявления об увольнение сохраняется даже в том случае, если работник уведомил работодателя о намерении продолжить трудовые отношения в последний день истечения двухнедельного срока предупреждения об увольнении.

При этом, уведомление об отзыве заявления об увольнения может быть произведено в любой форме (путем почтового или телеграфного отправления).

Для подтверждения вышесказанного отметим, что Верховный суд Российской Федерации встал на защиту работника организации, которая телефонограммой направила работодателю заявление об отзыве заявления об увольнении в последний день перед увольнением.

Как указал Верховный суд Российской Федерации в своем определении от 10.08.2012 № 78-КГ-12-10, работодатель не удостоверился в намерении работника, отсутствовавшего на работе в последний день, не произвел с ней в этот день окончательный расчет, не выдал ей трудовую книжку и иные необходимые документы. Следовательно, работник не была лишена права на отзыв заявления об увольнении вплоть до окончания рабочего дня.

С целью восстановления трудовых прав работников решения нижестоящих судов были отменены, по делу принято новое решение, исковое заявление о восстановлении на работе удовлетворено.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Какие правила применяются при составлении совместного завещания супругами?

Совместное завещание супругов – новелла российского гражданского законодательства, которая введена изменениями в Гражданский кодекс Российской Федерации, вступившими в силу с 1 июня 2019 года.

Так, на основании п. 4 ст. 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации, совместное завещание может быть составлено только гражданами, состоящими в зарегистрированном браке.

При этом, в случае расторжения брака или признания брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов, совместное завещание утрачивает свою силу.

В таком завещании супруги вправе по обоюдному усмотрению определить следующие последствия:

- лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения;

- завещать общее имущество супругов, а равно имущество каждого из них любым лицам;

- определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если определение такого имущества не нарушает права третьих лиц;

- любым образом определить доли наследников в соответствующей наследственной массе;

- включить в совместное завещание супругов иные не противоречащие закону завещательные распоряжения.

К супругам – заявителям предъявляются такие же требования, что и к единоличным завещателям, однако при составлении совместного завещания применяются и некоторые особые правила.

Так, совместное завещание должно быть заверено только у нотариуса, заверение у лица, обладающего нотариальными функциями, не предусмотрено.

Совместное завещание супругов, написанное одним из супругов, до его подписания должно быть полностью прочитано другим супругом в присутствии нотариуса.

Совместное завещание супругов не может быть закрытым, иначе оно будет признано ничтожным.

Кроме того, при удостоверении совместного завещания супругов нотариус обязан осуществлять видеофиксацию процедуры совершения совместного завещания супругов, если супруги не заявили возражение против этого.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Какая предусмотрена ответственность за оскорбление участников судебного разбирательства?

За неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, в том числе, оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия предусмотрена статьей 297 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность.

Действующее законодательство устанавливает, что под оскорблением понимаются неприличные высказывания, жесты, действия, направленные на унижение чести и достоинства участников судебного разбирательства.

В данном случае потерпевшей стороной может являться любой участник судебного разбирательства (судья, присяжный заседатель, подсудимый, потерпевший, свидетель, истец, ответчик, третьи лица, прокурор, защитник, эксперт, специалист, переводчик, иные лица).

Ответственность за указанное преступление предусмотрена либо в виде штрафа до 200 тыс. рублей, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Каким образом в условиях карантина можно зарегистрироваться в качестве безработного? В какие сроки принимается решение о назначении пособия по безработице?

Получить статус «безработного» теперь можно без личного присутствия.

Для этого необходимо заполнить в электронной форме заявление в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России».

О размере и сроках выплат пособий по безработице гражданин уведомляется также в электронной форме.

Решение о назначении пособия по безработице принимается в срок не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Пособие по безработице начисляется с 1-го дня признания гражданина безработным.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

В каких случаях судом может быть вынесено заочное решение, какой порядок его обжалования?

Заочное производство возможно в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела в таком порядке.

Согласно статье 236 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации копия вынесенного заочного решения высылается ответчику не позднее чем в течение трех дней со дня его принятия с уведомлением о вручении. Истцу, не присутствовавшему в судебном заседании и просившему суд рассмотреть дело в его отсутствие, копия заочного решения суда высылается не позднее чем в течение трех дней со дня его принятия с уведомлением о вручении.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, — в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Статья 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право ответчика подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Статьей 238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлены требования к содержанию заявления об отмене заочного решения суда.

Отметим, что при подаче заявления об отмене заочного решения суда государственная пошлина не взимается.

В соответствии со статьей 240 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об отмене заочного решения суда рассматривается судом в судебном заседании в течение десяти дней со дня его поступления в суд. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления.

В порядке статьи 241 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотрев заявление об отмене заочного решения суда, выносит определение об отказе в удовлетворении заявления или об отмене заочного решения суда и о возобновлении рассмотрения дела по существу в том же или ином составе судей.

Согласно статье 242 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заочное решение суда подлежит отмене, если суд установит, что неявка ответчика в судебное заседание была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Может ли работник не выйти на работу в случае невыплаты заработной платы?

При нарушении установленных сроков выплаты заработной платы, отпускных и (или) других сумм, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с процентами (денежной компенсацией) согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несет административную ответственность.

Согласно положениям статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае задержки выплаты зарплаты более чем на 15 дней работник вправе отсутствовать в свое рабочее время на рабочем месте.

Вместе с тем, с целью исключения привлечения работника к дисциплинарной ответственности за прогул, последнему необходимо уведомить в письменном виде работодателя.

Возобновить работу работник обязан не позднее следующего рабочего дня после получения письменного извещения работодателя о готовности выплатить задолженность в день выхода на работу.

Тем не менее, в соответствии с действующим законом приостановление работы не допускается:

- государственными служащими;

- в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

- работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи);

- в органах Вооруженных Сил РФ, иных организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Правомерно ли увольнение в связи с сокрытием от работодателя информации о наличии инвалидности?

Соблюдение правил заключения трудового договора является обязанностью как работодателя, так и лица, поступающего на работу.

При приеме на работу лицо обязано предъявить работодателю документы, перечисленные в части 1 статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Важно подчеркнуть, что предоставление указанных документов является неотъемлемой частью процедуры заключения трудового договора и направлено на установление соответствия лица, поступающего на работу, предъявляемым требованиям.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, иные документы.

Тем не менее, в отдельных случаях с учетом специфики работы может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Нарушение установленных правил заключения трудового договора в силу пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ, влечет его прекращение, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

Абзацем 2 статьи 84 ТК РФ также установлено, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае заключения трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном законом порядке.

Инвалидам в области трудовых отношений установлены повышенные гарантии, обеспечивающие реализацию ими права на труд наравне с другими работниками.

В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2019 № 78-КГ19-46 дана оценка законности увольнения работника в связи с сокрытием от работодателя информации о наличии инвалидности.

В частности, судом установлено, что истец уволена с работы по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ (в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающих возможность продолжения работы). Поводом к увольнению послужил факт того, что при трудоустройстве на работу истец не указала, что является инвалидом с рекомендациями об индивидуальном режиме работы или работы в условиях сокращенного рабочего дня.

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отмечено, что для правильного разрешения иска о законности прекращения с работником трудового договора в связи с нарушением правил заключения трудового договора, необходимо установить следующие обстоятельства:

-невозможность дальнейшего осуществления работником трудовой функции по этому трудовому договору;

-факт нарушения при заключении трудового договора конкретных правил его заключения, исключающего возможность продолжения работы в случаях, определенных положениями статьи 84 ТК РФ;

-по чьей вине - работника или работодателя - был заключен трудовой договор в нарушение правил его заключения;

-наличие у работодателя иной работы, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Итак, работодатель в подтверждение законности увольнения работника в связи с нарушением правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, должен представить доказательства того, что изначально заключенный трудовой договор противоречил закону.

Кроме того, при увольнении работника по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ в приказе об увольнении должно содержаться указание на то, какое именно нарушение из предусмотренных в статье 84 ТК РФ правил заключения трудового договора послужило основанием для увольнения.

В случае, если работником сознательно скрыт от работодателя факт наличия инвалидности и индивидуальной программы реабилитации с рекомендациями об индивидуальном режиме работы, которые исключают возможность продолжения работы в прежней должности, необходимо указывать, что именно является препятствием к выполнению работы.

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в действиях работодателя выявлены признаки дискриминации сотрудника в связи с состоянием здоровья, в связи с чем дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Предусмотрена ли ответственность работодателя за принуждение к увольнению?

Статьей 77 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основания прекращения трудового договора, одним из которых является расторжение трудового договора по инициативе работника (в частности, статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации).

Расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением.

Принуждение сотрудника к увольнению трудовым законодательством запрещено.

Статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации закреплен прямой запрет дискриминации в сфере труда, провозглашено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Законом установлено, что лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Вместе с тем если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника.

В случае установления факта принуждения к увольнению работника работодатель может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Может ли образовательная организация привлекать учащихся к труду?

На основании положений статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в

строгом соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ.

В обязанности образовательной организации также ходят: создание безопасных условий обучения, воспитание обучающихся, присмотр и уход за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся; соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Статьей 34 Закона установлено, что обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод.

Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Итак, образовательная организация с целью привлечения детей к труду обязана предусмотреть соответствующие мероприятия образовательной программой, включить их в учебный план, а в случае привлечения к труду детей, когда такие мероприятия не предусмотрены, образовательная организация обязана получить согласие несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), обеспечив безопасные условия труда учащихся.

Последние новости