Эксперт РАН: МЭШ показала себя как практически работающий инструмент
Изменения в работе школ, вызванные новой активизацией коронавируса, привлекают внимание к использованию интернета в образовании. Такого мнения придерживается доктор педагогических наук, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики имени А. И. Берга ФИЦ ИУ Российской академии наук Александр Уваров.
По его словам, немногое изменилось с весны, когда сотни тысяч педагогов России и зарубежных стран были вынуждены вспомнить свои курсы компьютерной грамотности и практически осваивать цифровые инструменты, учебно-методические материалы и сервисы.
«Очевидно, что использование цифровых технологий стало единственным выходом, когда образовательным организациям предложили продолжить обучение школьников в условиях самоизоляции. К этой работе, как и ко всякому форс-мажору, невозможно было подготовиться», – считает эксперт.
При этом, несмотря на то, что мобильные операторы и поставщики образовательных онлайн-сервисов предоставили скидки на свои услуги, попытка воспроизвести в онлайн-формате уроки, которые педагог проводит в классе, по мнению Александра Уварова, ожидаемо не удалась.
«Одна из многих причин этого – нехватка специально организованной цифровой образовательной среды, которая привычна и обучаемым, и педагогам, – отметил эксперт. – В этих условиях московское образование получило заметное преимущество перед регионами. Введённая пять лет назад в действие цифровая среда «Московская электронная школа» (МЭШ) показала себя как практически работающий инструмент».
К началу коронавирусного карантина большая часть учителей и учеников уже была знакома с работой в общегородской цифровой образовательной среде. Накопленные здесь учебные материалы и разработки облегчили шок от перехода к онлайн-образованию. Получив непростой опыт интернет-обучения, учителя ощутили неизбежность перемен.
«На городском онлайн-семинаре, который проводил МГПУ, на вопрос: «Выживет ли школа после массового эпидемиологического дистанта?» – более трети участвовавших в нём педагогов ответили: «Да, если начнёт кардинально меняться». Это означает, что в головах педагогов цифровая трансформация образования, которая представляет собой обновление целей, содержания методов и организационных форм учебной работы в развивающейся цифровой среде, уже началась», – подчеркнул Александр Уваров, добавив, что нынешние учителя, родители ребят и все, кто связан со школой, стали острее ощущать темп и неизбежность перемен.
«Московская электронная школа, которую начали разрабатывать почти десять лет назад, была изначально ориентирована на поддержку работы учителя в классе, на традиционную организацию образовательного процесса. В результате внедрение МЭШ не потребовало кардинальных изменений в работе школы: оно шло по пути замещения и/или улучшения традиционных инструментов учебной работы (дневник, классный журнал, школьная отчетность и т. п.). Это позволило достаточно быстро и сравнительно безболезненно подключить к системе МЭШ практически все школы города. Проект МЭШ побудил всех учителей так или иначе приступить к использованию цифровых технологий в своей повседневной работе. Наличие действующей МЭШ облегчило шоковый переход школ к интернет-обучению в условиях карантина. Однако то, что было хорошо вчера, уже недостаточно завтра», – уточнил эксперт.
По его словам, цифровая трансформация образования, идущая во всём мире, ведёт к построению инновационной модели школы с персонализированной результативной организацией учебной работы.
«Цифровая трансформация образования – переход к персонализированной результативной системе обучения с целью всестороннего развития каждого обучаемого, формирования у него личностных метапредметных и предметных компетенций, необходимых для жизни в условиях цифровой экономики, – считает эксперт. – Она связана с существенными изменениями в работе школы, в превращении её в «обучающуюся организацию», которая последовательно, без штурмовщины и слёз, успешно проводит необходимые изменения, которые нужны для осуществления её миссии».
При этом Александр Уваров добавил, что педагоги-новаторы более ста лет пытаются строить такую модель школы. Развитие и распространение цифровых технологий делает это возможным.
«Сегодня уже есть несколько примеров успешного массового тиражирования новой модели школы, которая на деле отвечает разнообразным запросам родителей и обучаемых, гарантирует личностное развитие и достижение требуемых образовательных результатов для каждого ученика», – отметил эксперт.
По мнению Александра Уварова, следующим этапом развития МЭШ будет превращение этой системы в цифровую среду персонализированной организации учения и обучения, в инструмент открытой учебной архитектуры, в среду для обучения и самообразования, помогающую молодым сознательно и продуктивно включаться в культуру XXI века.