Новости

Транспортный каркас стал главным фактором улучшения качества воздуха в Москве

Транспортный каркас стал главным фактором улучшения качества воздуха в Москве

Создание транспортного каркаса Москвы позволило улучшить качество воздуха в столичном мегаполисе. Об этом сказал журналистам руководитель городского Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский.

По словам руководителя столичного ведомства, связность новой системы хордовых магистралей, вылетных и кольцевых магистралей и дорог позволила улучшить транспортную ситуацию в Москве в целом, – синергетический экологический эффект обеспечивается на всей территории города.

«Вдоль 139 километров магистральной сети сократится протяженность перегруженных участков улиц, выбросы диоксида азота от автотранспорта снизятся на 17 процентов, оксида углерода – на 21 процент. Концентрации диоксида азота вблизи автотрасс сократятся до значений, стабильно не превышающих норматив. <...> Если мы весь этот транспортный каркас доделаем, то у нас превышений даже в час пик не будет, и пробок станет намного меньше», – уточнил Антон Кульбачевский.

«За десять лет Москве удалось принципиально переломить проблему загрязнения воздуха выбросами автотранспорта. Новый транспортный каркас Москвы обеспечил устойчивое улучшение качества атмосферного воздуха. С 2011 года в Москве зафиксировано значительное улучшение состояния атмосферного воздуха вблизи автотрасс: среднегодовые концентрации оксида углерода снизились в 3 раза, диоксида азота – в 1,3 раза, по оксиду азота и диоксиду серы – в 3,1», – добавил руководитель департамента.

Основным фактором улучшения качества воздуха, по мнению Антона Кульбачевского, стала крупнейшая среди мегаполисов Европы программа развития транспортного каркаса.

«Масштаб уже проделанной работы характеризуют следующие цифры: с 2011 года в Москве построено больше 1000 километров дорог; проведена реконструкция 15 вылетных магистралей города со строительством 17 развязок на МКАДе, дублёров, организацией бессветофорного режима движения; возведено 292 транспортных сооружения – это мосты, тоннели, эстакады; скорость движения транспорта на ключевых магистралях города в часы пик возросла на 64,7 процента (возросла с 17 километров в час в 2012 году до 28 километров в час в 2019 году). 

В части развития общественного транспорта с 2011 года в Москве ввели 301,4 километра линий метро и 145 станций, в том числе 56 – в метро, 31 – на Московском центральном кольце (МЦК) и 58 – на маршрутах Московских центральных диаметров (МЦД)», – отметил Антон Кульбачевский.

По его словам, привычная для 2000-х ситуация, когда весь город стоял в «чадящих пробках», окончательно осталась в прошлом. Как сказал мэр города Сергей Собянин, «Москва начала двигаться, дышать, стало больше места для пешеходов, велосипедистов и для комфортного проживания в нашем мегаполисе».

Уходит в прошлое и морально устаревшая радиально-кольцевая структура дорог, признанная всеми ведущими экспертами абсолютно тупиковой. Будущее – за транспортным каркасом с высокой связностью дорог и магистралей. В связи с этим важно завершить все запланированные объекты в полном объёме – речь идёт о хордовых магистралях, дублёрах и развязках.

Антон Кульбачевский  объяснил, как строительство новых дорог будет способствовать положительному экологическому балансу.

«Можно выделить ключевые факторы, имеющие прямой экологический эффект в виде снижения выбросов. Связность транспортного каркаса обеспечивает снижение перепробега транспортных средств. Появляются новые более короткие маршруты движения, позволяющие быстрее доехать до пунктов назначения, снизить время нахождения транспорта в пути. За счёт этого снижается количество использованного автомобилями топлива, происходит разгрузка напряжённых участков дорожной сети, улучшаются условия движения. Всё это имеет непосредственный экологический эффект в виде сокращения удельных выбросов в атмосферный воздух на каждый движущийся в транспортном потоке автомобиль и, как следствие, снижение выбросов в целом от автотрасс города.

Связность вылетных и кольцевых магистралей, дублёров, новой системы хордовых магистралей даёт синергетический эффект для транспортной ситуации в городе в целом. Суммарный положительный результат в виде снижения уровня загрязнения воздуха на территориях постоянного и временного пребывания отразится на всех жителях города.

Синергетический эффект только от ввода в эксплуатацию Северо-Восточной хорды обеспечивает сокращение протяжённости перегруженных участков улиц вдоль 139 километров магистральной сети города, сокращения выбросов диоксида азота от автотранспорта на 17 процентов, оксида углерода – на 21 процент. Концентрации диоксида азота вблизи автотрасс сократятся до значений, стабильно не превышающих норматив (0,9 ПДК с.с.).

За счёт разгрузки напряжённых участков транспортных магистралей улучшаются условия движения в городе, возрастает средняя скорость автомобилей, существенно сокращается время движения автомобилей в «пробках». При равномерном движении выбросы автотранспорта в воздух сокращаются в 2-3 раза по сравнению с движением в «пробках» в «старт-стоповом» режиме», – пояснил Антон Кульбаческий.

Руководитель департамента отметил и то, что развитие дорожной сети позволяет оптимизировать движение грузового автотранспорта в столице и обеспечить минимальное движение грузового транспорта в непосредственной близости от жилых территорий.

«Это реализуется в рамках грузового каркаса, который поэтапно внедрялся в административных округах с 2014 года. Доля грузового транспорта в общем количестве транспортных средств Москвы составляет 8,7 процента, но доля выбросов грузового транспорта достигает 60 процентов от всего автопарка (по взвешенным веществам, наиболее значимым с точки зрения здоровья). Оптимизация грузового движения в городе непосредственно влияет на снижение загрязнения воздуха оксидами азота и мелкими взвешенными частицами (РМ 10, РМ 2,5, по оценке Всемирной организации здравоохранения – приоритетные загрязняющие вещества по влиянию на здоровье населения)», – отметил Антон Кульбачевский.

Глава столичного ведомства также подчеркнул, что без развития дорожной сети невозможно развитие уличного общественного транспорта. При этом средние удельные выбросы на одного человека, едущего в автобусе, в среднем в 20 раз меньше, чем на человека, передвигающегося на личном автомобиле. Переход к электробусам ещё сильнее увеличит этот разрыв.

«Разгрузка магистралей обеспечивает надёжность соблюдения графика движения общественного транспорта, позволяет сократить сроки движения по маршруту. Среднее время в пути на общественном транспорте от МКАДа до центра города сократилось в 2019 году по сравнению с 2010 годом с 67 до 56 минут. Это повышает комфортность общественного транспорта, его востребованность жителями города. С учётом развития внеуличного общественного транспорта (метро, МЦК) доля общественного транспорта в перевозках за тот же период увеличилась с 62 до 70 процентов», – сказал руководитель департамента.

«Конечно, в условиях сложившейся застройки строительство новых дорог никогда не бывает беспроблемным. Приходится делать выбор, взвешивая локальные интересы отдельных территорий и всего города в целом. И баланс бесспорный: чтобы в городе был чистый воздух, надо строить дороги, тем самым обеспечивать хорошие условия движения, минимальные маршруты, регулярность работы общественного транспорта. Сложившаяся реальность по востребованности в автомобильных перевозках не предоставляет альтернативного пути без строительства новых дорог.

Практика мегаполисов и урбанистика также однозначно показывают, что достижение эффекта невозможно, если ограничиться половинчатыми мерами: нельзя построить часть дороги, построить дорогу без развязок и путепроводов», – сказал Антон Кульбачевский в завершение беседы с журналистами.

Фото: mos.ru

Последние новости